Многим знакома ситуация: Вы на автомобиле приближаетесь к наземному пешеходному переходу, где-то с противоположной стороны на переход вступил пешеход. Он движется в нескольких полосах от Вас, и Ваши траектории точно не пересекаются. Как поступить в этом случае, чтобы не нарушить Правила дорожного движения?

Если есть возможность плавно остановиться, не применяя экстренного торможения, советуем таки поступить. Все нижеизложенное имеет законную силу, но в суде при оспаривании административного наказания потребуется еще доказать, что пешеход шел далеко от Вас. В то же время экстренно тормозить тоже недопустимо (мы говорим о ситуации, когда риска наезда Вами на пешехода нет). В случае экстренного торможения сзади идущий автомобиль может запросто влететь Вам в корму, вытолкнув на пешехода.

Однако нелогичным кажется тормозить и останавливаться для пропуска переходящего дорогу человека, если он движется где-то в шести полосах сбоку от Вас. Правила дорожного движения, в то же время, не дают точного определения действиям водителя в такой ситуации, они лишь указывают, что:

14.1 Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

 

Итак, нужно пропустить. Но в каком случае возникает эта обязанность? Отсутствием расшифровки часто пользуются сотрудники ГИБДД, выписывая штрафы за непропуск пешехода даже в том случае, когда траектории автомобиля и пешехода не пересекались, то есть пешеход двигался «где-то сбоку». Вроде бы формально все правильно, однако разъяснение Верховного Суда РФ N АКПИ12-205 от 17.04.2012 г. говорит об обратном.

В частности, в нем говорится следующее:

Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 11.4 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

Таким образом, водитель обязан остановиться и пропустить пешехода исключительно в том случае, когда их траектории пересекаются, т.е. когда машина мешает пешеходу перейти дорогу. Штраф за непропуск пешехода, если автомобиль не мешает переходу, неправомерен, даже если пешеход находится на пешеходном переходе.